Как только кто-нибудь начинает перечислять важнейшие виды деятельности человека, сразу же выстраивается ряд, который всегда включает в себя культуру. «Культура, наука и образование», «Медицина, техника и культура…» и так далее. И всегда культура как-то обособлена, если не противопоставлена другим деятельностным проявлениям человека. И при этом никто не говорит, что же такое культура. Поэтому у большинства людей складывается представление о культуре как процессе и результате творчества. А творчество – это то, что с точки зрения обыденного сознания происходит спонтанно, принося удовольствие и удовлетворение. И не требует широты видения мира и, следовательно, широты образования. Достаточно и таланта. Хотя и талант – непонятно что такое. Его все путают с одаренностью. Впрочем, хрен редьки не слаще. Гармонь, брейк-данс, граффити, сленг, компиляции компьютерных программ – это творчество и, следовательно, культура. Как и балет, немного – литература и живопись (они как-то отдельно обычно идут или где-то рядом). Ну, не говоря уже об артистической деятельности. А вот математика, биология, физика – это не культура. Да и техника с медициной – тоже. И педагогика вместе с образованием. Все это – что-то другое, требующее особых социальных и личностных затрат, отстраненно уважаемое, но не являющееся таким всеобще характерным и важным для людей, как культура.
Отсюда следствие: в представлении большинства людей культура является либо способом приятного времяпрепровождения, либо предметом профессиональной деятельности, не требующей широкой базовой образованности за пределами узкопрофессиональных компетенций. Возникает резонный вопрос: ну зачем же все эти школьные предметы, если и без них можно не только быть культурным человеком, но еще и профессионально заниматься деятельностью, связанной с культурой?
Все это, как всегда, от безграмотности и от безответственного непонимания того, что же такое культура на самом деле. Непонимания в разных общественных группах – иногда просто по функциональной глупости (термин, введенный психологом М. А. Холодной), а иногда и злонамеренного. Ведь если людей лишить того, что на самом деле является культурой, они станут сначала стадом, а потом – быдлом. И делай с ним что хошь. Кто хошь.
А ведь, опять же как всегда, давно известно, что такое культура. Когда мы говорим о древних культурах, мы имеем в виду не только шумерскую гармошку или ассирийский барабан, но и математику на глиняных табличках, изготовление и перемещение гигантских полированных каменных блоков, создание сельскохозяйственных культур и многое… – нет! – ВСЁ другое. Это все другое связано в такой сложный и тугой узел, что человечество давно вымерло бы, занимаясь только половецкими плясками да игрой на свирели. Так что культура – «это наше всё». Все, что дошло до нас от наших предков и все, что дойдет от нас до наших потомков. Или до инопланетян, прилетят ли они еще при жизни человечества или после нее. Так что культурой называется совокупность всех достижений человечества, которые могут быть переданы людям или иным разумным существам. Наука и техника, образование и медицина, их устройство и результаты. Ядерный реактор и ядерная бомба, теплоэлектростанции и печи Освенцима, скульптуры Эрнста Неизвестного и динамит. Что надо и что не надо передавать – это другой вопрос. Сначала надо знать, что это такое и что с ним можно делать и чего нельзя.
Важно то, что смысл жизни человечества – передавать все, чего оно достигло, дальше, людям, идущим следом. Создавая их образ, более совершенный, чем наш. Поэтому единственный способ передачи культуры – это образование. В частности, общее. А инструмент передачи культуры – наука. Общенеобразованный человек в принципе некультурен. Он просто опасен. Уж он-то точно не сможет различить добра и зла в использовании того, что прошло и чего достигло в своем развитии человечество.
Например, надо ли культурному человеку знать хоть что-то о математике? Да просто в голове человека – этом величайшем и непревосходимом компьютере – нет ничего, кроме математики. Мозг в ней работает. Какие-то маленькие необходимые области этой математики человек смог перевести на человеческий язык. И их понимание хоть как-то примиряет нас с нашим мозгом. Содействует программированию нашего «бортового компьютера». Обычный компьютер без программы – «железо». Сидящий у нас на плечах «бортовой компьютер» без программы – «мясо». Программа должна ставиться образованием. Когда необразованный деятель(-ница) от культуры в каком-нибудь телешоу гордо заявляет, что математика – это всегда было «не мое», помните: оно думает мясом. А в мясе не может быть культуры. (Разве что – в хорошо приготовленном, но все равно это культура не мяса, а повара).
Так что не существует отдельной культуры. Наука – это культура, религия – культура. Физическая культура – это одно проявление общечеловеческой культуры, спорт (тоже культура!) – другое. Давайте будем уважать культуру. И не будем преподносить ту или иную свою несостоятельность как принадлежность к культуре. Тут уж либо покаяться и образовательно исправлять, либо молча в уголке наслаждаться своим невежеством и бескультурьем.
Александр Фролов
Источник: http://frocenter. livejournal. com/