Наука. Культура. Образование в УзбекистанеНаука, культура, образование составляют базовую основу, фундамент государственности, общественного развития. От их состояния зависит уровень умственной, нравственной, духовной зрелости граждан, конкурентоспособность государства. Указанные сферы образуют интеллектуальный потенциал общества, являющийся главным стратегическим ресурсом страны, образованным за долгие годы упорного труда граждан и огромных расходов государства. Все другие богатства – вторичны.

Рассматриваемые сферы в настоящее время находятся в тяжелейшем состоянии, в результате чего главный стратегический ресурс страны несет серьезные потери.

Ученые, преподаватели, деятели культуры и искусства образуют высокообразованный общественный слой, являющийся базисным носителем культурных, духовных, нравственных ценностей народа. Их профессиональным призванием является забота о воспитании образованного, высоконравственного человека. В 1997 году были приняты Закон об образовании, Национальная программа по подготовке кадров, целый ряд постановлений правительства о поддержке работников научной, культурной, образовательной сфер, которые на практике бездействуют.

К великому сожалению, наиболее образованная категория гуманитарной, творческой интеллигенции, которая всю жизнь старалась выделиться своим трудолюбием, усидчивостью, училась в школе и вузах лучше других, оказалась в худшем положении – у разбитого корыта. Интеллектуальная элита получает унизительно низкую зарплату, не имеет удовлетворительной социальной защиты. Например, доктор наук, профессор получает с учетом премиальных, различных надбавок, порядка 70000-90000 сумов ($1 = 1058 сумов), кандидат наук, доцент – 50000-60000, преподаватель школы, колледжа, а также работники управленческого аппарата – 40000-50000, библиотекари -25000-30000 сумов в месяц. В то же время зарплата сержанта силовых структур составляет 100000 сумов и выше.

Системы науки, культуры, образования от школы до вуза держатся в основном на энтузиазме ученых, деятелей культуры и искусства, педагогических коллективов.

Преисполненные высокой ответственностью перед нынешним и грядущим поколениями, они проявляют заслуживающую вечную благодарность и низкий поклон всего народа исключительную верность своему профессиональному долгу – продолжают выполнять миссию подвижничества, несмотря на серьезные материальные и морально-психологические трудности.

Не всем удается выстоять, вытерпеть сложности жизни. Часть высококвалифицированных педагогических кадров, работников культуры и искусства поменяла профессию, ушла с работы или покинула страну навсегда. На их замену приглашаются студенты, неквалифицированные кадры. В настоящее время под воздействием острой критики, власти проводят переаттестацию педагогических кадров, обещают увеличить их зарплату до 100000 сумов, с целью вернуть на работу опытных учителей, воспитателей. В какой мере будет реализован намеченный проект, покажет время.

Протекционистская кадровая политика правительства, откровенная торговля должностями, финансирование учебных заведений по остаточному принципу подрубили корни образовательной системы. Молодые люди, специалисты лишились мотивации, стимула учиться, совершенствовать свою квалификацию. Заметно снизилось качество образования на всех уровнях – от школы до вуза. Занятия в них проводятся не регулярно. Появились выпускники школ, допускающие до 10 ошибок в одном предложении. Квалификация значительной части выпускников вузов упала ниже критической отметки. Молодые люди нередко посещают занятия ради получения диплома, а не знаний, что, однако, не мешает некоторым полуграмотным специалистам занимать «по блату» высокие руководящие посты.

60% студентов вузов переведены на платное обучение. У него две отрицательные стороны: 1. студентами становятся дети обеспеченных семей, вне зависимости от их успеваемости в школе; 2. дети малообеспеченных семей, завершившие школу с отличием, практически лишаются возможности получить высшее и даже среднетехническое образование.

Высшее и среднетехническое образование девальвируется. Учебные заведения все меньше и меньше отвечают современным требованиям. Целый ряд институтов стали именоваться университетами или академиями и на этой основе повысили тарифы за обучение «контрактников» до 600-700 тысяч сумов в год. Качество обучения от такой меры не повысилось, а понизилось, в некоторых – до уровня колледжей. Уровень образования во многих колледжах очень низкий.

Из-за скудного финансирования, на грани полного развала оказались научно – исследовательские работы в вузах и академических учреждениях, в системе которых сконцентрированы основные научные силы. Нищенская зарплата и протекционистская кадровая политика гонит из сферы науки (часто и из страны) наиболее квалифицированные умы. Высокопрофессиональные научные коллективы распадаются. Приток талантливой молодежи в них не значителен.

Практически разрушается преемственность академических исследований. Больно видеть, как на глазах у всего общества постепенно растрачивается то, что составляло нашу национальную гордость. Губится самое дорогое народное достояние – некогда передовая наука! Власти не принимают действенных мер для предотвращения тихо приближающейся катастрофы, граничащей с национальным позором.

В отчаянном состоянии находятся библиотеки страны. В последние годы их фонды, кроме книг Президента И. Каримова и других официальных пропагандистских изданий, новой печатной продукцией не пополняются. Нет средств. Большинство других объектов культуры, искусства, истории находятся не в лучшем положении. Проблемы – те же. Много и иных трудностей. Дальнейший развал интеллектуальных сфер приведет к необратимым процессам, падению уровня образования, культуры, нравственности нынешнего и будущих поколений.

Науку, культуру, образование нельзя бросать на произвол рыночной стихии, отменить или заменить их каким-либо суррогатом даже в тяжелейшие для страны времена. Сохранить нынешнюю тенденцию, то есть оставить все так, как складывается – значит постепенно вести общество к неминуемой деградации, приблизить его интеллектуальный уровень до уровня обезьян. Но и с ними наши граждане не смогут сравниться. У узбекского народа парализована воля, нет свободы. А обезьяны делают, что вздумается, живут, как хочется, никто ими не командует и никто их не притесняет. Это – не звонок, а вой сирены!

Чтобы читатель сам смог оценить степень опасности почти сформировавшейся тенденции, несколько отклоняясь от тематики, приведу одну параллель из нашей истории и сегодняшней жизни.

После большевистского переворота большая часть интеллектуальной элиты Российской империи была изгнана из страны, репрессирована, расстреляна. Вместо стремления к высокой культуре, нравственности, что практиковалось на протяжении веков, стало политически перспективным равнение во всем на голодранцев – «правящий класс» рабочих и крестьян. Вошло в моду одеваться, вести себя, сквернословить так же, как безграмотный, грубый мужик – любитель выпивки. Грубые манеры поведения, нецензурный лексикон, неряшливая одежда без галстука с потным запахом, воспринимались коммунистическими вожаками, как знаки близости к простому народу. Видные деятели КПСС – Жданов, Булганин, Буденный и другие ублажали матерными частушками Сталина, членов Политбюро, друзей и знакомых.

От части поганого коммунистического наследия, слава Аллаху, удалось избавиться. Однако до сих пор без матерщины, сквернословия, полной грязи во рту не обходится даже самая обыденная, задушевная беседа с виду интеллигентных русскоязычных людей и в присутствии женщин!

Беспричинную крутую матерщину, за которую за рубежом, особенно в мусульманских странах, полагается приличный тюремный срок и, что хуже, строгое общественное осуждение, никто – ни женщины, ни деятели культуры, образования, религии – носители нравственных ценностей, на постсоветском пространстве даже не замечают!

Матерщина, ненормативный лексикон вошли вплоть и кровь русскоязычных людей в СНГ, стали нормой разговорной речи и общественной жизни. Кстати, при монархическом строе забитый, поддатый мужик решался на матерщину лишь после оглядки по сторонам. Вот до какой степени «опустили» русский язык, испоганили его за какие-то 70 лет, требуя равнения «на дно»!

Чтобы лучше прочувствовать разницу устной русской речи и уровень культуры в СНГ и за рубежом, сделать собственные заключения, нужно некоторое время пожить и пообщаться с представителями русской эмиграции, которые покинули Россию еще до начала ХХ века. Уверяю вас, разница как между небом и землей.

Наверно русскому народу не хватит и тысячи лет, чтобы очистить устную русскую речь от крайне безнравственных ненормативных выражений, языковой похабщины, бросающих вызов этическим нормам и культурному облику русскоязычных народов.

А сколько времени, усилий понадобится узбекскому народу для восстановления своего культурного, интеллектуального потенциала?

Исправлять разрушенное – всегда трудно. У нас есть возможность для возрождения Узбекистана, подтверждения своей цивилизованности. Власть должна регулировать систему образования с точки зрения управления знаниями, активнее поддерживать главные культурные символы народа – театры, киностудии, библиотеки и другие очаги, объекты культуры, искусства, истории. Они являются мерилом национального капитала, более весомым, чем все остальные богатства страны. Их нужно поддерживать не только посредством достойного финансирования, но и усиления стимулов, мотивации граждан получать глубокие знания, повышать уровень культуры, квалификации, научных исследований.

На основе развития фундаментальных, перспективных направлений науки можно решить многие научные, технические и технологические проблемы, выдвигаемые общественной практикой. Нужно увеличить государственное финансирование фундаментальной науки, не приспособленные к коммерциализации сферы культуры, образования, устранить идеологические ограничения.

Без принятия комплекса мер для поддержания интеллектуального потенциала общества, научной, культурной и преподавательской элиты, невозможно создать современную конкурентоспособную экономику, ориентированную на передовую технологию, научно-технические достижения и менеджмента, обеспечить будущее Узбекистана.

Если мы хотим жить в цивилизованном обществе социальной справедливости, то должны добиваться становления демократии, гражданского общества. В подлинно демократической системе будут востребованы и побеждать – ум, знания, профессионализм, деловая смекалка, то есть конкурентоспособные интеллектуальные ресурсы. У молодых людей, специалистов появится интерес получать качественное образование, реализовать себя в честной, равной конкурентной борьбе.

Для реализации указанных целей необходимо: — повысить зарплату и постепенно решать социальные проблемы работников сфер образования и культуры;

— внести изменения в законодательство, обеспечивающие университетскую и школьную автономию, хозяйственно-экономическую самостоятельность и разнообразие организационно-правовых форм образовательных учреждений;

— оказывать государственную поддержку образовательным сообществам, поощрять создание независимых профсоюзов преподавателей, работников образовательных учреждений;

— разработать программы, методические пособия, способствующие формированию у учащихся навыков самостоятельного мышления, действия в условиях рыночной экономики, критического отношения к происходящим процессам, повышению социально-правовой грамотности;

— способствовать формированию общественно-попечительских советов при школах и вузах с передачей им части компетенции в принятии управленческих решений, в оказании влияния на содержание обучения, налаживание подотчетности директоров школ и ректоров вузов перед общественными советами;

— пересмотреть содержание школьных и вузовских программ в пользу повышения их качества, практического применения полученных знаний, ускорить информатизацию обучения, распространение компьютерной грамотности и знаний иностранных языков;

— перейти на принцип финансирования вузов по качеству и объему оказываемых услуг и отказаться от принципа финансирования учебных заведений вне зависимости от этих критериев;

— обеспечить переход с административного на общественно-правовое регулирование деятельности вузов, создать систему общественного мониторинга за качеством вузовского образования и лишение лицензии у липовых вузов;

— ограничить контрактную систему обучения 50% от общего числа студентов, ежегодно выделять социальные стипендии для студентов из малоимущих семей, обеспечить полную компьютеризацию вузов, модернизацию их учебно-производственной базы;

— предусмотреть 30-ти процентную квоту и государственные стипендии для сельской молодежи, поступающей в вузы;

— принять программу государственной поддержки фундаментальной, перспективной науки, развития высоких технологий;

— адаптировать законодательство об авторских правах и смежных правах к международным стандартам;

— резко увеличить финансирование науки, научных учреждений, аспирантуры и докторантуры в вузах и НИИ, вдвое повысить зарплату ученым и научным исследователям за счет госбюджета;

— содействовать интеграции науки и высшей школы, способствовать развитию университетских лабораторий, увеличить долю правительственных и неправительственных грантов для ученых и преподавателей;

— принять программу сохранения и использования памятников истории, культуры, музейного и библиотечного фонда, народных промыслов, ремесел и коллективов художественной самодеятельности;

— принять программу стимулирования художественного творчества, национальной кинематографии;

— ввести налоговые льготы, стимулирующие благотворительность, инвестирование в сферы науки, культуры и образования, производство школьного оборудования и инвентаря.

Свидетельство о публикации №209060300103

Комментарии запрещены.

Навигация по записям