Развитие культуры в России в XVII векеВ курсе истории мы уделяли большое внимание изучению культуры со времени ее возникновения. Что же называется культурой?

Культурой называют достижения людей в их материальной и духовной жизни. Отсюда в культуре различают материальную и духовную культуру.

  1. К материальной культуре относят орудия труда, трудовой опыт людей, а также жилища, одежду и т. д.
  2. К духовной культуре относят просвещение, науку, искусство, взгляды людей на природу и на жизнь общества.

Чем определяется развитие культуры? Культура развивается не сама по себе, а в связи со всей жизнью общества. В основе ее развития лежит труд народных масс, покорение ими сил природы, борьба против классового угнетения, борьба за независимость родины.

Все лучшее, созданное и накопленное людьми в культуре, сохраняется и развивается последующими поколениями.

Москва XVII В. С картины А. М. Васнецова:

I. Исторические условия развития культуры.

Установление более тесных хозяйственных связей между различными частями страны вызывало и усиление культурных связей, содействовало дальнейшему развитию общерусской культуры.

Воссоединение Украины с Россией, присоединение обширных пространств Сибири вели к усилению культурных связей между различными народами нашей страны.

Крестьянские войны XVII в. городские восстания, народно-освободительная война украинского и белорусского народов нашли яркое отражение в устном народном творчестве, вызвали новый подъем в его развитии.

Укрепление Российского государства во второй половине XVII в. создало более благоприятные условия для городского строительства и развития архитектуры.

Развивались и культурные связи с Западной Европой. В Россию приезжали врачи, мастера техники, знатоки военного дела из зарубежных, более развитых тогда стран. В Москве возникла целая слобода, населенная иностранцами. Некоторые черты быта западноевропейской знати нашли отражение в домах отдельных бояр и богатых купцов России. Они приобретали для себя картины, зеркала, музыкальные инструменты.

2. Русский город XVII в.

В начале XVII в. многие русские города были разрушены польскими и шведскими интервентами. Но потом они вновь отстраиваются, расширяется их площадь, растет количество построек.

Дома посадских людей и даже знати чаще всего строились из дерева. Стали возводить двухэтажные, а иногда и трехэтажные дома.

Сравнительно редкие каменные постройки окружало множество деревянных домов.

Сторожевая башня (XVII в.):

В лучших местах каждого города возвышались красивые храмы. Среди низких построек того времени высокие колокольни и купола храмов были видны далеко вокруг и украшали город. Часто купола сверкали драгоценной позолотой.

Особенно красива была Москва. В XVII в. Кремль, расположенный в центре большого города, утратил оборонное значение. Изменился и его внешний облик. Башни надстроили высокими шатрами, на Спасской башне русские умельцы установили большие часы с колоколами, которые отбивали каждый час. Бой часов был слышен не только по всей Москве, но и вокруг нее — километров на десять.

Одна из башен Кремля была приспособлена для водопровода. На верху «водоводной» башни установили большой бак. В него накачивали воду насосом. Из бака вода по свинцовым трубам шла в дворцовые здания.

Вокруг обширного московского посада возвели грандиозный земляной вал. Он шел по линии современного Садового кольца и должен был защищать город от возможных нападений врага.

Об этом земляном вале до сих пор напоминают названия многих московских улиц — Земляной вал, Крымский вал, Коровий вал.

Через Москву-реку был построен большой Каменный мост. Длина его составляла 140 м а ширина — 22 м. На одном конце моста помещалась Каменная башня с шестью проходами. На мосту располагались торговые лавки-так широк он был. Одним из «чудес света» называли его современники. В наши дни на том же месте возведен железобетонный мост, но название — Каменный мост — сохранилось до сих пор.

Значительно выросли и другие русские города: Архангельск, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Астрахань. Росло число их жителей, возводились новые дома, торговые ряды, мастерские ремесленников.

3. Деревянное и каменное зодчество.

Высокого развития в XVII в. достигло деревянное зодчество. Крестьяне и городские ремесленники рубили из дерева свои дома, из дерева возводились оборонительные сооружения, строились дворцы для князей и бояр, ставились храмы.

Русские мастера возвели исключительной красоты деревянный дворец для царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, под Москвой. (См. цветную иллюстрацию 4.) Это был словно целый сказочный город из причудливых, связанных между собой деревянными переходами отдельных строений, башенок, перекрытий в форме кокошников, шатров с чешуйчатыми крышами. Дворец насчитывал 270 комнат. До трех тысяч различной формы окон и оконцев разрезали его стены, наполняли внутренние покои воздухом и солнечным светом. Сказочную причудливость дворца подчеркивала яркая раскраска его внешних стен и тончайшая золоченая резьба.

В начале XVIII в. русские умельцы возвели двадцати двух-главую Преображенскую церковь в селе Кижи (в Карелии). В основе храма — обычный для деревянных церквей восьмерик с четырьмя прирубами (пристройками), а выше — еще один. И все они увенчиваются ярусами «бочек» с главками, которые пирамидой поднимаются к центральной, самой большой главе.

Влияние народного деревянного зодчества ярко проявлялось и в каменных сооружениях, которые отличаются большой декоративностью и сложностью внешнего убранства. Примером тому является церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Стены из красного кирпича хорошо гармонировали с голубоватым узором изразцовых украшений.

Увенчивали храм пятнадцать глав обильно украшенных позолотой. Влияние деревянного зодчества сказывалось здесь и в форме наличников окон, и в ажурности украшений стен, и в луковичной форме куполов.

Особенно широкое распространение в XVII в. получают пятику-польные каменные храмы.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле:

4. Устное народное творчество.

В устном народном творчестве XVII в. ярко отразились основные политические события тех лет: борьба против шведских и польских интервентов начала XVII в. и крестьянские восстания под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина. Об этих событиях пели песни, складывали былины.

В одной из песен XVII в. звучал знаменитый призыв Кузьмы Минина:

  • . Оставляйте вы свои домы.
  • Покидайте ваших жен, детей.
  • Вы продайте все ваше злато-серебро,
  • Накупите себе вострых копиев,
  • Вострых копиев, булатных ножей.
  • Пойдем-ко мы сражатися
  • За матушку, за родную землю.
  • За родную землю, за славный город Москву.

В другой песне народ протестовал против боярской клеветы на восставших, прославлял Степана Разина и его молодцев:

  • . Ты взойди, взойди, красное
  • солнышко,
  • Над горой взойди над высокою,
  • Над дубравушкой над зеленою.
  • Обогрей ты нас, людей бедных,
  • Добрых молодцев, нас ты, беглых;
  • Мы не воры, не разбойничий,
  • Стеньки Разина мы работнички.

Многочисленные народные поговорки и пословицы обличали крепостническую действительность, разоблачали бояр, приказных людей, церковников:

  1. «В боярский двор ворота широки, а со двора — узки»,
  2. «Закон что дышло — куда повернешь, туда и вышло»,
  3. «Кому тошно, а попу — в мошно».

5. Сатирические повести

XVII в. В XVII в. широкое распространение получили сатирические повести. «Повесть о Шемякином суде» высмеивала взяточничество и продажность феодального суда. В «Азбуке о голом и небогатом человеке» рассказывалось о горькой доле бедняка и звучал протест против посадских богатеев: «Люди, вижу, что богато живут, а нам, голым, ничего не дают, черт знает их, куда и на что деньги берегут».

В повести «Сказание о куре и лисице» бичевалось лицемерие и стяжательство духовенства. Лисице очень захотелось поймать кура — петуха. Вот она и стала словами священного писания обличать его «грехи». Но когда кур был пойман, личина благочестия была сброшена. Облизываясь в предвкушении вкусного обеда, лисица заявляет: «А я теперь сама голодна, хочу я тебя скушать, чтоб мне с тебя здравой быть».

Так в сатирических повестях отразились острые классовые противоречия, повседневная борьба городской бедноты и крепостного крестьянства против помещиков, богатых купцов и духовенства.

6. Школа и образование.

В XVII в. значительно возросло число грамотных людей в среде дворянства и посадского населения. Больше стали издавать учебников. Только за вторую половину века московский Печатный двор подготовил более 300 тысяч печатных букварей и около 150 тысяч книг религиозного содержания, которые «использовались при обучении.

Школа того времени была школой зубрежки. Ученик должен был нараспев повторять то, что говорил учитель. Азбуку заучивали наизусть — и сверху вниз, и в обратном порядке. Каждая буква имела особое название: «аз» (а), «буки» (б). «веди» (в), «глагол» (г), «добро» (д), «есть» (е) и т. д. Заучив эти названия букв, было очень трудно научиться составлять из них слоги и слова: «буки-аз» — это значит ба, «буки-аз» — снова ба, вместе — баба. Тогда-то в народе и сложилась поговорка: «Азбуку учат — во всю избу кричат».

Одолев букварь, ученики переходили к чтению церковно-назидательных книг — часослова, псалтыри. Ребятишки должны были заучивать наизусть большие отрывки, хотя часто их содержание было непонятно школьнику.

За малейшую провинность учеников заставляли часами стоять на коленях, наказывали розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника. В московском букваре розга воспевалась в стихах: «Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет».

В конце XVII в. в Москве открылась первая русская высшая школа — Славяно-греко-латинская академия. Здесь изучали не только религиозные книги, но и латинский и греческий языки, историю, философию. Из стен академии вышли потом многие деятели русской науки и просвещения.

Не только высшее, но и школьное образование было недоступно крепостным крестьянам и городской бедноте.

7. Развитие научных знаний.

Жизнь все больше требовала увеличения числа грамотных людей и расширения научных знаний. Особенно усилилось внимание к практическому применению научных знаний: способам измерения площади, извлечению квадратных и кубических корней, решению уравнений с несколькими неизвестными, различным данным из физики и химии.

Применялись и медицинские знания, тогда еще очень скудные. Во время эпидемий изолировали больных людей от здоровых, сжигали одежду заразных больных и т. д. Впрочем, это сочеталось с господством самых диких суеверий, верой в существование «колдунов» и «ведьм», которые якобы приносят «порчу» (болезни) людям.

Стали переводить на русский язык книги по различным отраслям научных знаний: математике, астрономии, географии, медицине. Русские читатели впервые познакомились со взглядами Коперника.

В России были составлены карты, среди них и карта всего Российского государства.

8. Борьба церкви против распространения светских знаний и народного искусства.

Церковь была очень консервативна.

  • «Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости, — внушалось детям в школьных «прописях», по которым они учились читать.
  • — Не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит».

Священники в своих проповедях утверждали, что светское, мирское греховно, и только молитвою и постом человек может приобщиться к подлинной мудрости на земле.

Здесь следует отметить что с одной стороны это несколько тормозило развитие наук и общества, с другой стороны являлось духовной скрепой которая формировала единство в российском обществе, позволяло ему переносить любые тяготы и невзгоды.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям