Наука — система понятий о законах и явлениях окружающего мира и духовной деятельности человека, направленная на предугадывание и преобразование действительности в интересах общества; исторически сложившаяся форма человеческой деятельности «духовного производства», имеющая в своем содержании результатом целенаправленные факторы, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемами и методами исследования.
Культура – совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, с точки зрения содержания: нравы и обычаи, язык и письменность, искусство, одежда, экономика, воспитание. Все формы проявления объективного духа данного народа.
Культура воздействует на науку путем выдвижения этических, моральных норм. Наука – это культурное занятие человека.
Наука тоже воздействует на культуру: XX век характеризуется скачком прогресса, развитием новых технологий. Появляются новые профессии в области массовых коммуникаций, открывается доступ к мировому культурному наследию с помощью интернет-технологий. Наука повышает культурный уровень человека. Принято полагать, что культурный народ имеет высокие научные достижения. Но наука и создает новую культуру (интернет-культура).
В свою очередь, такая глобализация науки затрагивает сферу образования. Необходимо поднимать интеллектуальный потенциал страны, требуется наличие хорошо подготовленных, высокообразованных профессионалов.
Культура и нравственность. Нравственные и культурные ограничения сдерживают научный прогресс, не давали какое-то время создавать оружие массового уничтожения.
Искусство – обозначение мастерства в эстетическом плане и создание благодаря нему произведений.
Наука и искусства шли всегда параллельно. Человек стремился познавать окружающий мир и в тоже время создавать, что-то свое, новое. Искусство создает для человека «вторую реальность» — мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.
Наука, развиваясь, предоставляет определенные инструменты, которое искусство использует для создания различных ценностей (развиваясь, химия дала художникам краски, растворители).
В свою очередь искусство наполняет науку созданными произведениями. Кстати, благодаря культуре народа, возникла такая наука, как история и культурология, которая как раз и изучает культуру в ретроспективе.
Место науки в системе культуры зависит не только от уровня развития науки и характера культуры, но от социальных условий. Будущее науки и общества связано со способностью направить науку на всестороннее обогащение человеком жизни.
Современная история человечества без науки не представима. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и, таким образом, связывает их воедино, в целостное образование.